Банки стали вдвое несговорчивее с заемщиками

Банки стали гораздо неохотнее договариваться с заемщиками о реструктуризации кредита, то есть стало сложнее переодолжить у банка. Если в 2013 году это удавалось сделать в 50% случаев, то в 2014 году — в 25%. Об этом «Известиям» рассказал финансовый омбудсмен Павел Медведев. В то же время, по его словам, 90% обращений к финомбудсмену связано именно с просьбами о реструктуризации задолженностей.

Медведев отмечает, что означенная им тенденция связана не только с тем, что у банков проблемы с ликвидностью. К финомбудсмену чаще всего стали обращаться должники, взявшие кредиты сразу в нескольких банках, что усложняет процесс переговоров (среднее количество кредиторов доходит до пяти). Собеседник напомнил, что на каждом десятом заемщике висит по пять кредитов и что 5% россиян считает нормальным, если почти половина — 40% — доходов семьи тратится на оплату кредитов.

Реструктуризация долга — это мера, применяемая в отношении заемщиков, которые, как правило, находятся в состоянии дефолта, то есть не способны обслуживать свой долг. Существуют несколько способов реструктуризации, которые могут применяться как по отдельности, так и в комплексе: изменение сроков и размеров платежа; обмен долга на долю в собственности; списание части долга.

Для банка реструктуризация долга заемщика — это возможность избежать долгих судебных разбирательств по возврату кредита и связанных с ними издержек. При этом чаще всего при реструктуризации банки идут на списание пеней и штрафов, практически никогда не соглашаясь на снижение основной суммы долга.

Исследование, проведенное в феврале 2014 года Ассоциацией российских банков, показало, что выделенное подразделение и программы по реструктуризации есть только у 37% банков. В 60% случаев решение о реструктуризации принимается коллегиальными органами банков, что говорит о длительных и затратных процедурах принятия решений. Доводят до своих клиентов информацию о возможности реструктуризации кредитов только 23% банков.

— Реструктуризация кредита позволяет заемщику снизить размер платежа и увеличить срок по своим обязательствам перед банком, — говорит начальник управления развития розничного бизнеса банка «Интеркоммерц» Владимир Милюков. — При необходимости могут быть предоставлены «кредитные каникулы», несколько кредитов может быть соединены в один, в некоторых случаях может быть снижена ставка по займу.

Процедура рассмотрения заявки на реструктуризацию аналогична процедуре рассмотрения заявки на выдачу кредита. Важно наличие соответствующих оснований — возникновение финансовых сложностей, которые не позволяют заемщику выполнять свои обязательства по кредиту. Например, основанием для реструктуризации могут быть увольнение с работы, снижение дохода, возникновение хронического заболевания, присвоение инвалидности, рождение ребенка, нахождение в местах лишения свободы и т.д.

При этом на дату реструктуризации должны отсутствовать невыполненные или нарушенные условия действующих договоров. В основном граждане реструктурируют быстрые займы с повышенными ставками (выдаваемые в магазинах PoS-кредиты) и займы по кредитным картам с одобренным заранее лимитом.

Читайте далее: www.izvestia.ru