Смогут ли микрофинансисты составить конкуренцию банкам?
Микрофинансовые организации, которые выдают небольшие займы по высоким ставкам населению, уже достаточно давно стали полноправными участниками рынка кредитования.
Подобные организации имеют некоторые особенности. Одни из них являются большими преимуществами, другие недостатками. Вот основные из них и то, что отличает микрофинансистов от обычных традиционных кредитных организаций или банков.
- Минимальные суммы денежных средств взаймы.
- Максимальные или огромные процентные ставки, которые насчитываются часто не за год, как обычно, а за каждый день.
- Минимальные сроки кредитования.
- Выдача кредитов практически всем гражданам.
- Выдача кредитов людям с плохой кредитной историей, которые не могут получить кредит в обычном банке.
- Полное отсутствие комиссий.
- Отсутствие необходимости страхования.
- Выдача кредитов безработным и людям с малыми доходами.
- Минимальный пакет документов. Часто бывает достаточно просто паспорта.
- Быстрая выдача денег. Кредит оформляется от 5 минут.
- Отсутствие многих ограничений.
Микрофинансовые организации сегодня растут очень быстро, захватывая все большую долю рынка кредитов. Только за 2012 год их количество выросло вдвое и на конец года составило 2227 компаний. Во многих городах можно наблюдать открытие различных небольших пунктов, где можно быстро получить деньги в долг. Кроме того, по утверждениям экспертов, рынок еще полностью не захвачен, и перспективы увеличения численности подобных компаний весьма положительны, учитывая невысокий уровень конкуренции между самими микрофинансистами на сегодняшний день.
Пример микрокредитования:
- Человеку необходима небольшая сумма.
- Он обращается в пункт микрофинансирования и берет, предположим, 5000 рублей.
- Процентная ставка составляет 5% в неделю, что весьма внушительно, однако не ощущается из-за небольшой суммы денежных средств.
- Через неделю человек будет должен 5250 рублей, а через месяц 6000, что вроде вполне адекватно.
- Заемщик возвращает денежные средства, остается доволен и в скором времени может вновь прийти и получить микрокредит.
Микрофинансовые организации нацелены прежде всего на ту категорию потребителей, которые не могут получить кредит в обычном банке, а таких в современной России большинство. Потому клиенты всегда будут, однако учитывая то, что они берут небольшие суммы и на короткие сроки, объем денежных средств в обороте сравнивать с банками не приходится.
Что касается конкуренции?
Есть 2 момента:
- На самом деле сегодня ее нет.
- В дальнейшем конкуренции также не будет.
Рассмотрим каждый момент:
1) Почему нет конкуренции?
Потому что речь идет о совершенно разных сегментах рынка. Клиенты микрофинансистов и клиенты банков полностью отличаются друг от друга. Клиент банка никогда не пойдет в микрофинансовые организации и наоборот.
2) Почему конкуренции не будет и в дальнейшем?
Помимо разных сегментов рынка, у данных организаций полностью отличаются и условия кредитования. Взять кредит в банке гораздо выгоднее, однако не всегда возможно.
- То есть те, кто может получить кредит в банке, будут брать деньги только там.
- А те, кому кредиты в банках не дают, пойдут к микрофинансистам. И каждый из таких заемщиков, если у него появится возможность взять кредит в банке, сразу откажется от услуг микрофинансирования.
В заключение стоит сделать вывод, что конкуренции, как таковой, сегодня нет, а активной борьбы за клиентов никогда не будет, так как это бессмысленно.