Займы малому бизнесу. На что обращается внимание?

Представители малого бизнеса достаточно часто жалуются на то, что взять кредит в банке им всегда сложно. Однако объяснения этому есть. Часто банкиры отказывают в кредитах даже банально из-за отсутствия у фирмы четкой стратегии развития, или когда финансовое положение слабовато или нестабильное.

Несмотря на сложность получения займов, рынок бизнес-кредитования продолжает расти в среднем на 10-20% в год. Число выданных средств также увеличивается.

Также, несмотря на рост рынка кредитования, спрос по-прежнему значительно превышает предложение. Из-за этого даже крупные успешные фирмы зачастую получают отказы. Что же говорить о мелких индивидуальных предпринимателях?

Из-за чего это происходит?

Скорее всего, из-за малой доли малого бизнеса в структуре ВВП России. Доля малого бизнеса не превышает 20%, в то время как в развитых европейских странах этот показатель составляет 50-70%. Столь низкий процент в России, несомненно, связан с отсутствием финансирования со стороны банков. Вот такой вот интересный момент в экономике современной России.

На что смотрят банки при выдаче кредитов малому бизнесу?

Здесь можно отметить несколько основных моментов:

  1. Финансовое положение компании.
  2. Кредитная история.
  3. Отрасль, в которой работает фирма.
  4. Трата чистой прибыли.
  5. Осмотр места ведения бизнеса и общение с сотрудниками.

Рассмотрим каждый момент отдельно:

1) Финансовое положение компании.

Это, пожалуй, самое важное при любом кредитовании. Здесь производятся следующие действия банков:

  • Ознакомление с финансовым положением компании.
  • Просмотр финансовой документации.
  • Просмотр отчетов о прибыли и убытках.
  • Знакомство с регистрационной, уставной и другой документацией.
  • Делаются выводы о выручке, расходах и налогах.
  • Принимается решение относительно того, сможет ли фирма выплатить кредит или нет, а также, какой максимальный объем денежных средств можно выдать.

2) Кредитная история.

Это также, несомненно, важный этап любого кредитования. Причем когда речь идет о малом бизнесе, то здесь смотрится не только кредитная история организации, но и кредитная история владельца бизнеса. Если он с личными кредитными обязательствами справляется плохо, то, скорее всего, и на посту руководителя не с лучшей стороны встанет перед банком. Выдавать кредит отличной фирме с высокими показателями не будут лишь потому, что ее руководитель имеет плохую кредитную историю.

3) Отрасль, в которой работает фирма.

Конечно, на это обращают внимание не все банки, однако для некоторых это очень важно. На сайте таких банков обычно представлен строгий перечень отраслей, малые предприятия, работающие в которых, смогут получить кредит. В целом приветствуется следующее:

  • Оптовая торговля.
  • Розничная торговля.
  • Розничные услуги.
  • Производство.

4) Трата чистой прибыли.

Это также важный показатель. Если владелец фирмы оставляет все деньги себе и не думает об улучшении и расширении, это говорит о том, что он не верит в будущее своего бизнеса.

Если же, наоборот, закупается мебель, делаются инвестиции, увеличивается штат сотрудников и т.д., то такая фирма становится привлекательной для банка.

Также здесь оценивается эффективность инвестиций.

5) Осмотр места ведения бизнеса и общение с сотрудниками.

Банкиры часто могут приезжать в саму организацию, чтобы:

  • Посмотреть на внешний вид в целом.
  • Оценить мебель, удобства и интерьер.
  • Поговорить с клиентами.
  • Поговорить с сотрудниками фирмы.

Как правило, этот этап является заключительным.