Займы малому бизнесу. На что обращается внимание?
Представители малого бизнеса достаточно часто жалуются на то, что взять кредит в банке им всегда сложно. Однако объяснения этому есть. Часто банкиры отказывают в кредитах даже банально из-за отсутствия у фирмы четкой стратегии развития, или когда финансовое положение слабовато или нестабильное.
Несмотря на сложность получения займов, рынок бизнес-кредитования продолжает расти в среднем на 10-20% в год. Число выданных средств также увеличивается.
Также, несмотря на рост рынка кредитования, спрос по-прежнему значительно превышает предложение. Из-за этого даже крупные успешные фирмы зачастую получают отказы. Что же говорить о мелких индивидуальных предпринимателях?
Из-за чего это происходит?
Скорее всего, из-за малой доли малого бизнеса в структуре ВВП России. Доля малого бизнеса не превышает 20%, в то время как в развитых европейских странах этот показатель составляет 50-70%. Столь низкий процент в России, несомненно, связан с отсутствием финансирования со стороны банков. Вот такой вот интересный момент в экономике современной России.
На что смотрят банки при выдаче кредитов малому бизнесу?
Здесь можно отметить несколько основных моментов:
- Финансовое положение компании.
- Кредитная история.
- Отрасль, в которой работает фирма.
- Трата чистой прибыли.
- Осмотр места ведения бизнеса и общение с сотрудниками.
Рассмотрим каждый момент отдельно:
1) Финансовое положение компании.
Это, пожалуй, самое важное при любом кредитовании. Здесь производятся следующие действия банков:
- Ознакомление с финансовым положением компании.
- Просмотр финансовой документации.
- Просмотр отчетов о прибыли и убытках.
- Знакомство с регистрационной, уставной и другой документацией.
- Делаются выводы о выручке, расходах и налогах.
- Принимается решение относительно того, сможет ли фирма выплатить кредит или нет, а также, какой максимальный объем денежных средств можно выдать.
2) Кредитная история.
Это также, несомненно, важный этап любого кредитования. Причем когда речь идет о малом бизнесе, то здесь смотрится не только кредитная история организации, но и кредитная история владельца бизнеса. Если он с личными кредитными обязательствами справляется плохо, то, скорее всего, и на посту руководителя не с лучшей стороны встанет перед банком. Выдавать кредит отличной фирме с высокими показателями не будут лишь потому, что ее руководитель имеет плохую кредитную историю.
3) Отрасль, в которой работает фирма.
Конечно, на это обращают внимание не все банки, однако для некоторых это очень важно. На сайте таких банков обычно представлен строгий перечень отраслей, малые предприятия, работающие в которых, смогут получить кредит. В целом приветствуется следующее:
- Оптовая торговля.
- Розничная торговля.
- Розничные услуги.
- Производство.
4) Трата чистой прибыли.
Это также важный показатель. Если владелец фирмы оставляет все деньги себе и не думает об улучшении и расширении, это говорит о том, что он не верит в будущее своего бизнеса.
Если же, наоборот, закупается мебель, делаются инвестиции, увеличивается штат сотрудников и т.д., то такая фирма становится привлекательной для банка.
Также здесь оценивается эффективность инвестиций.
5) Осмотр места ведения бизнеса и общение с сотрудниками.
Банкиры часто могут приезжать в саму организацию, чтобы:
- Посмотреть на внешний вид в целом.
- Оценить мебель, удобства и интерьер.
- Поговорить с клиентами.
- Поговорить с сотрудниками фирмы.
Как правило, этот этап является заключительным.